Орденом Ленина были удостоены:
1. Алексеевский Федор Михайлович - инспектор школ Тереньгульского района
2. Архангельская Вера Алексеевна - заведующая Аркаевской начальной школы Астрадамовского района
3. Бакальская Алина Сергеевна - учительница Головкинской семилетней школы Старо-Майнского района.
4. Баринова Александра Петровна - учительница Инзенской средней школы
5. Биктимирова Марзия Мустафовна - учительница Эчкаюнской семилетней школы Ново-Малыклинского района
6. Вознесенский Владимир Филиппович - учитель средней школы № 5 г. Ульяновск
7. Волкова Елизавета Григорьевна - заведующая Больше-Станической начальной школой Карсунского района
8. Десницкий Владимир Васильевич - заведующий учебной частью Гурьевской средней школы Барышского района
9. Ефремова Наталья Васильевна - учительница средней школы № 6 г. Ульяновска
10. Корнилова Матрена Ивановна - учительница Старо-Салаванской начальной школы Ново-Малыклинского района
11. Кузюшин Яков Иванович - учитель Бештановской семилетней школы Барышского района
12. Минервина-Мышкина Евгения Гавриловна - учительница средней школы № 7 г. Ульяновска
13. Павлова Лидия Михайловна - учительница Старо-Майнской средней школы
14. Паклина Клавдия Александровна - заведующая Канадейской начальной школы № 2 Николаевского района
15. Плисова Анна Андреевна - учительница начальной школы № 4 г. Мелекесса
16. Смирнова Галина Васильевна - учительница Вальдиватской средней школы Карсунского района
17. Смыслова Антонина Ивановна - учительница Барышской семилетней школы
18. Солодовникова Анна Ивановна - заведующая Ново-Малыклинским районо
19. Сучкова Вера Абрамовна – инспектор школ Инзенского района
20. Тарасова Мария Ивановна - учительница средней школы № 6 г. Ульяновска
21. Чубаров Герман Васильевич - заведующий начальной школы № 22 г. Ульяновска
Этим же Указом - орденом «Трудового Красного Знамени» награждались 22 учителя, орденом «Знак Почета» 57 педагогов, медалью «За трудовую доблесть» были отмечены 68 учителей, еще 107 получили медаль «За трудовое отличие».
1954 г. принес в школы целый ряд перемен. С этого года было вновь восстановлено совместное обучение мальчиков и девочек. Раздельное обучение школьников, введенное во время Великой Отечественной войны, просуществовало с 1943 по 1954 г.
В 1954 г. в Ульяновской области 1140 начальных, семилетних и средних школ распахнули свои двери для 160 тысяч учащихся. По разным причинам не были охвачены школьным обучением 2338 детей в возрасте от 7 до 15 лет, из них 1421 без уважительной причины.
Школа держала курс на всеобщее политехническое образование. Каждый учитель через свой предмет должен был обеспечить тесную связь школы с потребностями народного хозяйства. Вводились новые учебные планы и учебные программы, практически, по всем предметам. В начальных классах учебные программы были разгружены, формулировки непосильные для учащихся упрощены, частично сокращен и более рационально распределен по годам обучения материал по арифметике. Для пятых, шестых и седьмых классов были разработаны новые программы по русскому языку, истории, географии, литературе. Существенные изменения были внесены в программы по истории древнего мира и средних веков. Большое внимание уделялось культуре письменной и устной речи. В старших классах вводились новые программы по физике, литературе, психологии, логике, астрономии и черчению. Учебный курс «Конституция СССР» был сокращен по объему и приведен в соответствие с новыми данными исторической науки. В 1 - 4 классах появились уроки ручного труда, на которых обучали навыкам работы с бумагой, картоном, пластилином, деревом, тканями, проволокой. В 5 - 7 классах предусматривались обязательные практические занятия в учебных мастерских и на пришкольных участка, с обучением приемам ухода за растениями и животными. В 945 школах имелись пришкольные участки, на которых проводилась опытническая работа. Для 8 - 10 классов вводились основы по машиноведению, электротехнике и сельскому хозяйству, обязательная практика в производственных мастерских. Для всех классов вводились новые программы по физической культуре.
Ульяновские школы стали оборудоваться лабораториями, специальными рабочими комнатами с инструментами и станками. Значительное количество часов отводилось лабораторным работам, с этой целью физические и химические кабинеты ульяновских школ пополнились новым оборудованием. Учащиеся должны были уметь пользоваться простым физическим и химическим оборудованием, проводить измерение, взвешивание, фильтрование, моделирование, наблюдение на местности.
Чтобы приблизить школу к производству, организовывались экскурсии на ведущие ульяновские предприятия. В школах устанавливался обязательный минимум экскурсий и лабораторных работ. В результате, окончив школу, учащиеся должны были «хорошо разбираться в основах промышленного и сельскохозяйственного труда» и быть готовыми прийти на производство.
В продолжение курса на трудовое обучение, в 1974 г. было принято постановление Совета Министров СССР об организации учебно-производственных комбинатов для «…ознакомления учащихся с трудовыми процессами и содержанием труда рабочих на предприятиях, осуществления профессиональной ориентации учащихся с целью подготовки их к сознательному выбору профессии, обучения учащихся первоначальным навыкам труда по избранной профессии». Набор специальностей, по которым проводилось обучение, согласовывался с органами исполнительной власти и отделами народного образования.
По области в 112 учебных мастерских было установлено 515 станков для обработки металла и древесины, в 50 швейных мастерских были установлены 674 швейные машины. В сельских школах действовали 143 кабинета по механизации сельского хозяйства.
Ежегодно проводились городские и районные конкурсы среди школьников по различным профессиям: токаря, слесаря, столяра, комбайнера, тракториста, радиотехника, водителя, швеи, кулинара, кондитера.
Используя накопленный опыт в профессиональной ориентации учащихся, были созданы первые межшкольные учебно-производственные комбинаты в Ульяновске и Димитровграде. По окончании обучения они сдавали квалификационные экзамены и получали первое в своей жизни «Свидетельство» об овладении трудовой специальностью. Многие с благодарностью вспоминали потом своих учителей, которые сумели дать ученикам необходимые трудовые навыки.
Романова Г.В. - зам.директора
Государственного архива
Ульяновской области, к.и.н.